Закрыть ... [X]

Стеллажи в домашнем интерьере

Закрыть ... [X]

ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ПРОСТРАНСТВА.
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ДИЗАЙН.

Методические рекомендации

Актуальность темы организации библиотечного пространства возникла в связи с необходимостью уметь формировать пространство, дружелюбное по отношению к пользователям библиотек, открытое, комфортное.

Термин «библиотечное пространство» емко и образно отражает новые подходы к организации библиотечного обслуживания. В широком понимании его рассматривают не только как материальные объекты и их расстановка, но и как ценности и традиции, взаимодействие персонала и пользователей библиотек, библиотеки и общества.

И теперь на смену сугубо функциональному взгляду на пространство, как на средство размещения библиотечных ресурсов, следует применять другой взгляд, принципом которого становится открытость, доступность, прозрачность публичной библиотеки. Интерьер должен быть приглашающим, заманивающим, располагающим к себе.

Реальность наших библиотек такова, что пространство библиотек четко разграничено (абонемент – книги выдают на дом, читальный зал – можно перелистать периодические издания, заниматься). Вместе с тем, принцип открытости провозглашает раскрытие ресурсов всей библиотеки, в оптимальном варианте объединяя фонды абонемента, читального зала, а так же возможность использования информационных технологий (выход в Интернет, пользование электронной почтой, компьютером), т.е. следует говорить о «свободе» выбора.

Библиотеки должны создавать атмосферу, способствующую свободному проявлению потребностей и желаний, среди которых, наряду с информационными запросами, учитывается многообразие читательских потребностей.

Зонирование библиотечных помещений

Функционально библиотека делится на различные зоны: читательскую, фондохранилищную, служебно - производственную. В этом делении отразилось стремление библиотечных работников к организации трех пересекающихся потоков: читателей, книг, библиотечного персонала.

Говоря о читательской следует выделить три зоны: шумная – кафедра выдачи; полутихая – справочно–библиографический зал, зал периодики; тихая – читальные залы.

В шумной зоне (зона актуального обслуживания) должны располагаться различные выставки и списки новых поступлений, перечень представляемых услуг, намеченных мероприятий и другая информация того же характера.

В полутихом зале читателю предоставляется возможность работы со справочными изданиями, библиографическими указателями, каталогами.

Здесь же следует расположить выставку новых поступлений, столы для просмотра периодики. Справочная литература размещается на стеллажах вдоль стен и выполняет роль «подручной» библиотеки.

В настоящее время в зале справочно – библиографического обслуживания все больше используются автоматизированные рабочие места (АРМ) для библиотекарей и читателей. Автоматизация позволяет пользователю получить справочную информацию и конструктивную помощь непосредственно на экране компьютера, что приводит к комфортному обслуживанию, связанному с оперативностью и широтой информационного поиска.

Вместе с тем возникает проблема, когда в традиционном читальном зале появляется зона для работы с компьютером. В этом случае в одном и том же помещении необходимо разместить и традиционную, и офисную мебель, сохранив при этом единство стиля. Как этого достичь? Например, сделать на заказ два вида столов: одни со столешницами цвета светлого дерева и с серыми боковинами - для чтения книг, и наоборот - для работы с компьютером.

В тихом зале (зона чтения) должны быть необходимые условия для продуктивной работы читателей. Читатели предпочитают заниматься в небольших уютных читальных залах, где размещаются только читательские столы. Их обычно расставляют перпендикулярно окнам, параллельными рядами; предусматривается, чтобы они не стояли против простенков и получали дневной свет с левой стороны.

Целостность и эстетика интерьеров читательских помещений зависит от их освещенности, отделки, выставочных элементов. Предпочтение отдается спокойным цветам, тонам, не утомляющим зрения. Желательно, чтобы читателю, когда он поднимает глаза от книги, было на чем остановить внимание, эмоционально «разрядиться» (таким объектом может быть витраж, квартира, пейзаж за окном и др.).

Ведущие специалисты советуют отказаться от жестких стен между отделами, используя легкие «перегородки» (модульная мебель), «нечетко очерченное», «гибкое пространство», облегчает перемещение человека внутри библиотеки, создает оптимальные условия сосуществования различных групп пользователей, которые не мешают друг другу.

Расстановка мебели

Стеллажи. Существует много способов расстановки стеллажей в открытом доступе. Чаще всего стеллажи в отделах обслуживания расставляются последовательными рядами. Но такая традиционная расстановка стеллажей не всегда «срабатывает». При высоких потолках и искусственном освещении стеллажи, расставленные под прямым углом к окнам параллельными рядами смотрятся неуютно, создавая унылую атмосферу. Поэтому, имеет смысл уходить от плохо воспринимаемых людьми «острых углов» создающих унылую атмосферу, расставляя стеллажи зигзагообразно – с закруглениями, что визуально как бы «распахивает» пространство библиотеки.

Имеются другие решения: тот же волнообразный, закругленный зигзаг создают по периметру абонемента, оставляя середину помещения свободной от стеллажей.

В стремлении увеличить пространство и создать максимум удобств для читателя придумана расстановка стеллажей в виде звездочки: стеллажи поставлены торцами друг к другу. Результат – появляется возможность побыть наедине с книгой, читатели равномерно распределены в «звездочке» и не мешают друг другу.

Стеллажи расставляют полукругом или в форме широкого пологого, просматривающегося снаружи цилиндра, внутри которого размещают места для отдыха или индивидуальных игр. Это не экономично с точки зрения вместимости стеллажей, но функционально и конструктивно.

Кафедры выдачи. Столь же эстетически выразительны столы (кафедры) выдачи, сконструированные в форме удлиненного овала. Даже при наличии небольшой очереди, если рядом нет кресел, посетители располагаются вдоль овала. Отсутствует неприятное ощущение, возникающее, когда люди вынуждены смотреть в стены спереди стоящих.

Несколько столов объединяют в один – два больших, или объединяют более крупными по размеру в овальную или круглую форму. Они удобны для просмотра подшивок газет. Совмещение столов помогает и в тех ситуациях, когда несколько пользователей вынуждены работать с одним учебником, разрабатывают какой – либо проект, обсуждают.

Для индивидуальной работы с книгой одноместные столы желательно расставлять не рядом, как в школе, а в шахматном порядке. Такой прием снимает визуальную напряженность, монотонность, вместе с тем, не экономичен, делает помещение менее вместительным.

Зоны отдыха

На абонементе рекомендуется создавать зоны отдыха, сочетающие некоторую уединенность и комфорт. Их организуют с помощью умело размещенных (часто зигзагообразных) стеллажей свободного доступа.

В читальных залах можно поставить уголки с мягкой мебелью и роялем, иногда их отделяют от основного помещения небольшим возвышением. При необходимости оно превращается в эстраду, а читальный зал становится концертным.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что библиотеки сегодня должны создать посетителям наиболее приемлемые для них (посетителей) модели поведения. При этом следует учитывать принцип психологического контраста, возможность смены впечатлений и ощущений.

Факторы организации среды помещений: цвет, озеленение

Жизнедеятельность человека в искусственной среде связана со светом, цветом, теплом, воздухом, звуком и др. Эти факторы обладают своими физическими свойствами и оказывают определенное воздействие на организацию интерьера.

Цвет в библиотеке. Воздействие цвета на человеческий организм очень велико, цвет воздействует на глаз и мозг человека, на настроение и работоспособность людей. Ученые определили, что некоторые цвета учащают сердечную деятельность затрудняют дыхание (красный), другие навевают скуку и апатию (серый). Оранжевый цвет формирует чувство радости, веселья, коричневый успокаивает, но притупляет эмоции.

В классификации цветов существуют 2 основные группы: ахроматические (бесцветные) цвета — белый, черный, серый и хроматические — все остальные. В зависимости от длины волны отражения цвета делятся на длинноволновые — красный, оранжевый, желтый — это теплые, активные цвета, цвета солнца, и коротковолновые — голубой, фиолетовый, синий, чисто зеленый — это холодные, пассивные, цвета воды.

В холодном помещении яркая теплая цветовая гамма создает иллюзию повышения температуры на 1—2°, в жарком же помещении холодные тона дают иллюзию понижения температуры на 1—1,5°.

Цветом можно создать иллюзию приближения поверхности к глазам наблюдателя, и, наоборот, «раздвинуть» стены и «приподнять» потолки.

Приведем некоторые характеристики цветов в интерьере

Фиолетовый — тяжелый, отступающий, окрашенные им поверхности кажутся дальше от глаз наблюдателя. Это теплый, пассивный цвет ослабляет и снижает жизненные функции, угнетает нервную систему. Не может быть основным в интерьере, т. к. создает обстановку беспокойства и неуверенности. Эффективен, как цветовое пятно в композиции.

Синий — легкий, отступающий, пассивный, прохладный цвет. Большие помещения, окрашенные в синий цвет, кажутся еще больше. Создает ощущение влажности, ослабляет жизненные функции, вызывает склонность к размышлениям и меланхолии, время в нём течет медленнее.

Сине-голубой — успокаивает, уравновешивает, концентрирует внимание, может применяться в библиотеке как основной цвет.

Голубой - легкий, отступающий, создает ощущение прохлады, понижает активность и эмоциональное напряжение.

Зеленый - прохладный, влажный, не утомляет при длительном воздействии, вызывает не сильное, но длительное повышение работоспособности, понижение напряжения. Традиционно зеленым в библиотеках оформляются технологические надписи, обычно зеленым оформляются надписи «Выход», этим цветом выражают призыв к осторожности.

Зелено-желтый - ощущается как блестящий, приятный цвет, ассоциируется с надеждой и слабостью.

Светло-зеленый - светлый, очень легкий, летящий выступающий цвет, создает ощущение солнечного освещения, создает хорошее настроение, при непостоянном воздействии повышает работоспособность, облегчает умственную деятельность, создает ощущение веселья и радости.

Желто-оранжевый — блестящий, выделяющийся цвет, вызывает напряжение, накал страстей.

Оранжевый — легкий, выступающий, теплый, сухой, жизнерадостный цвет. При недлительном воздействии повышает работоспособность. Цвет предупреждения, ассоциации с грубостью и энергией (эти свойства можно использовать в оформлении экспозиции).

Оранжево-красный — выступающий, яркий, создает напряжение, не рекомендуется как основной для интерьера.

Красный — тяжелый, выступающий, активный, резкий цвет, очень возбуждает, время в нем течет быстрее, учащается пульс и сердцебиение (нельзя окрашивать помещения, где работают пенсионеры), при кратковременном воздействии очень повышает работоспособность, при длительном — наоборот, понижает работоспособность, очень быстро выводит человека из равновесия, способствует рождению различных идей. Лучше применить в библиотеке как цветовое табло («бегущие буквы»). Красный цвет любят открытые люди.

Пурпурный — сочный цвет, ощущение пышности, богатства, динамичности.

Розовый и коричневый — оказывают глубоко эмоциональное воздействие на человека. Коричневый — сухой, ощущение тепла. Лучше использовать в домашнем интерьере.

Персиковый — отражаясь от лица, украшает человека.

Черный — мрачный, тяжелый, цвет опасности. Снижает настроение, угнетает. Хотя черный блестящий создает ощущение торжественности, его используют в комнатах отдыха, таких, как курительные комнаты, кафе.

Серый — унылый цвет в интерьере, ощущение скуки, подавленности, опасен для нервного здоровья, особенно на больших пространствах.

Белый — холодный, светлый, спокойный, ощущение просто¬ра, чистоты, повышает производительность труда.

При создании цветовой композиции важен ритм. Метрический шаг ритма в библиотеке создают стеллажи, столы, колонны.

Цвет в библиотечном интерьере призван облегчить ориентацию читателя в фонде, разбивать монотонность. Часто цветом пользуются как кодом. Например, одному цвету придается какое - либо значение: желтый — обозначает справочники, и этим цветом окрашивают стеллаж или разделитель в фонде справочников и разделители в каталоге. Либо каждому разделу соответствует свой цвет и все, связанное с техникой, например, идет в синем цвете, с политикой — в красном.

В зарубежных библиотеках, чтобы избежать в открытом доступе «заставки» читателями книг, взятых ими с полки, чтобы они ставили их на место — по середине корешка на всех книгах на одной полке проходит один цвет, убывающий по интенсивности. Чем интенсивней окрашен ярлык на корешке книги, тем ближе к началу полки должна стоять книга, место ее очень легко найти читателю.

Разбивки монотонности стеллажей и столов в читальном зале добиваются различным их окрашиванием. За рубежом для крышек столов подбирается различного цвета пластик. Цветовую гамму создают различного цвета стулья. Нивелируют ритм уны¬лой композиции и цветные плакаты, настенные панно. Необходимо отметить, что цветовую информацию человек воспринимает быстрее и легче, чем графическую.

В зависимости от их положения в композиции цвет «ведет» себя по разному:

1 группа — цвета светлые, теплые, отступающие — розовый, светло-желтый, розово-желтый, оранжевый, если они сверху — оживляют интерьер, обогревают, возбуждают; если они сбоку — согревают, обвораживают; если они снизу — желтый пол при¬поднимает плоскость, уменьшает высоту помещения.

2 группа — цвета темные, теплые, выступающие — коричне¬вый, оливковый, зеленый — если они сверху — замыкают пространство, навевают сон, создают ощущение тяжести; если они сбоку — сильно приближают плоскости; если они снизу — создают ощущение прочности и устойчивости, особенно в помещениях, где большая высота.

3 группа — цвета светлые, холодные, отступающие — голубой, бирюзовый, лиловый — если они сверху — раздвигают пространство, ощущение высоты и света; если они сбоку - расширяют помещение, ощущение прохлады; если они снизу — ощущение скользкой поверхности, не рекомендуется использовать для окрашивания пола библиотек.

4 группа — темные, холодные, наступающие - темно-синий, сине-зеленый, темно-зеленый, если они сверху — ощущение мрака, угрозы, не рекомендуются для библиотек; если они сбоку — ощущение холода; если они снизу — ощущение угнетения, не рекомендуются для библиотек.

Цвет в функциональных отделах

Читальный зал. В читальном зале необходимо прежде всего создать условия для работы глазам читателя. Белая поверхность книги — это основная плоскость, с которой работает читатель, переключаясь с нее, глаза читателя не должны отвлекаться на контрасты, например, на темную контрастирующую поверхность стола. Цвет стола должен отражать 50—70% света, поверхность стола не должна давать бликов. Лучше, если это светлое дерево, светлая осина, например, или матовая поверхность. Во всем мире используют для крышек стола разноцветный пластик.

Светлая мебель хорошо воспринимается с бежевым, коричневым и фисташковым цветами, коричневая — с голубым, серо-зеленым, синим полом или покрытием, серая мебель — с зеленоватыми, голубоватыми, серыми стенами, мебель под «красное дерево» хорошо воспринимается с синими, голубыми, зелеными, палевыми, золотистыми стенами.

Стены в читальном зале, как рекомендуют дизайнеры, должны быть светло-голубыми, светло-желтыми, слоновой кости, светло-розовыми, светло-серыми, золотисто-желтыми. Французские дизайнеры предлагают окрасить торцовые стены В бледно-светло-красный и жемчужно-серый цвета, а боковые стены — в дымчато-серый и соломенно-желтый.

Для северных и центральных районов, если окна выходят на север, северо-восток и восток, рекомендуется желтая и оранжевая окраска стен. Если окна смотрят на запад, не рекомендуется окрашивать стены в красный цвет, т. к. при закате солнца на стенах будет зловещий багровый отсвет.

Помещения для детей. Особые рекомендации при выборе цвета следует уделять помещениям для детей: у детей отношение к различным цветам и цветовым сочетаниям более острое и непосредственное, чем у взрослых. Они стремятся к ярким, чистым, насыщенным цветам и контрастным гармониям. Цвета предпочтения у детей располагаются в такой последовательности: красный, синий, желтый.

Цветовое оформление интерьера библиотеки оказывает компенсирующее действие на эмоциональное и умственное напряжение. Правильно подобрав краски в интерьере библиотеки, можно добиться того, что их сочетание будет создавать ощущение удовольствия, хорошего настроения, радости не только психологического, но и физиологического характера.

Фитодизайн

Цветами, засушенными растениями, стеблями трав библиотеки издавна украшали свои помещения. Но для создания ее привлекательного образа следует всерьез задуматься о том, как вписываются цветы в интерьер, насколько гармонично они сочетаются друг с другом и иными элементами оформления.

Имеется ряд требований к фитодизайну:

Соблюдать масштабность: учитывать соотношение величины цветочной композиции (вазы с цветами, стеблями, цветочницы с декоративными растениями и др.) и размера помещения. В небольшом по объему нотно-музыкальном отделе ЦГБ высокая напольная ваза с засушенными растениями смотрится как помпезное сооружение. Зато переставленная в "красный угол" просторного читального зала, она выступает в роли законченного декоративного элемента.

Точно так же миниатюрная композиция "теряется" в большом холле, если ее визуально не выделить на размещенном в центре столике или специальной подставке. Небольшие композиции из засушенных цветов и стеблей, стоящие или висящие вблизи кафедры записи на абонементе (как правило, она отделена от стеллажей свободным пространством и составляет автономную, компактную зону), придают помещению нарядный вид, настраивают на восприятие библиотеки как уютного дома.

Немаловажное значение специалисты придают расположению и группировке растений. Нередко их размещают по так называемому линейному принципу — ставят в ряд или рядами на подоконниках в читальном зале или других отделах. Иногда по обе стороны окна сооружают ступенчатые лесенки. Такое расположение фитодизайнеры считают неудачным: цветы забирают слишком много света, да и эстетический эффект из-за изобилия снижается. Лучше поставить на подоконник одно растение с раскидистыми побегами или красиво сформированной кроной. К ним относят популярные папоротник, аспарагус, сансевьеру, мирт и пр. Можно использовать широкую плошку, в которой составить композицию из трех-четырех растений.

Распространенную лесенку благополучно заменяют специальные подставки перед окном или полочки, расположенные в простенке между окнами. Одно красивое, не слишком крупное растение можно подвесить перед окном: при этом оно не должно загораживать свет. Группируя растения в букеты или композиции, следует помнить, что нередко в вазе или другом сосуде выигрышнее смотрятся асимметрично расположенные цветы, тем более злаки и ветки.

Размещая растения в помещениях библиотеки, особенно в отделах обслуживания, учитывают направленность линии: вертикаль или горизонталь. Вьющиеся растения, направленные вверх, "к солнцу", создают ощущение более высоких потолков. В качестве опоры для них можно использовать сухое ветвистое дерево, решетку из планок, декоративные шну¬ы. Для помещений с рельефной окраской стен или выпуклыми обоями дизайнеры рекомендуют растения, которые с помощью корней-присосок сами прикрепляются к неровной поверхности стены: плющ, филодендрон лазящий и др.

Иначе надо использовать растения, вьющиеся по горизонтали. Ими целесообразно оформлять вестибюль, гардероб, холлы библиотеки. А вот в читальном зале они загораживают свет, зрительно уменьшают объем помещения. Если сотрудники все же решили выбрать такой вариант оформления зала, лучше воспользоваться стеной напротив окна или разместить растения над дверью. Не стоит располагать вьющиеся растения по всему периметру помещения. Если к тому же окна выходят на север, то можно представить постоянное ощущение сырости, особенно уси¬ливающееся в непогоду.

В коридорах и холлах с постоянным искусственным освещением также не следует увлекаться вьющимися растениями, почти целиком закрывающими стену. В этих случаях фитодизайнеры советуют использовать отдельные подвесные устройства: кашпо, исполненное в технике макраме, или своеобразные корзинки различных форм, сплетенные из лозы. Хорошо воспринимаются и растения в напольных подставках различной формы или кадках. Особого внимания требует форма фитокомпозиций.. Круглая, полукруглая, овальная, треугольная формы создают разный эффект и соответственно хороши в конкретных библиотечных ситуациях. По мнению дизайнеров, треугольная форма букета более подходящая в торжественных случаях, когда, например, его вручают юбиляру или ветеранам войны и труда. Аналогичные требования предъявляют и к композиции из сухих веток и листьев, заменяющих букет и украшающих те или иные официальные церемонии.

Профессиональный фитодизайн невозможен без гармонического сочетания используемых композиций и обстановки библиотеки, её интерьера. Оптимальными считаются сочетания цветов, рожденные самой природой: жёлтого с синим, розового с зеленым, жёлтого с зеленым. В других случаях букет может получиться слишком пестрым.

ДИЗАЙН БИБЛИОТЕЧНЫХ ВЫСТАВОК

Выставка является способом реорганизации библиотечного пространства, поэтому особое внимание необходимо уделять ее дизайну. Выставка рассчитана на осмотр пользователями, ее восприятия как единого целого. Это достигается специальными композиционными методами, цветовыми решениями, а также, при необходимости, выстраиванием логических связей между выставками в различных структурных подразделениях. Библиотечная выставка должна быть понятна адресату (пользователю), акцентировать внимание на определенных аспектах темы (проблемы) и воздействовать на личность пользователя. Библиотечная выставка воспринимается в связи с определенным контекстом: социокультурной ситуацией в регионе, обострением тех или иных проблем (например, экологических); отражает национальную специфику региона и т. п.

Требования к заголовку библиотечной выставки

Основная идея библиотечной выставки заключается в её заголовке. Существует определенный ряд требований к заголовку библиотечной выставки :

Объем заголовка не превышает пяти слов. Заголовок служит привлечению внимания читателя к выставке, создает мотив обращения к книгам, представленным в экспозиции. Если заголовок многословный, например, стихотворная цитата («Печально я гляжу на наше поколенье, Его грядущее иль пусто, иль темно...»), то, несмотря на узнаваемость текста, его актуальность, такой заголовок не привлечет непроизвольного внимания читателя. Поэтому даже стихотворные цитаты необходимо выбирать короткие или, при необходимости, «обрезать» их. В нашем примере для заголовка выставки достаточно использовать только первую строчку.

Заголовок выставки опосредовано отражает целевое и читательское назначение выставки. Так, выставку литературы к выпускным школьным и вступительным вузовским экзаменам можно назвать «Шпаргалка к экзамену», а экспозиция к юбилеям писателей-сказочников может носить заголовок «Сказочный день рождения».

Оригинальность заголовка, отсутствие заимствований, собственная фантазия автора выставки позволяют наиболее полно отразить и жизненную позицию библиотекаря, и его видение проблемы, которой посвящена выставка. Например, выставка «Николай Рубцов: стихи и судьба» раскрывает автобиографические мотивы поэзии Н. Рубцова, выставка «История России от Карамзина до Гумилева» — историографию государства Российского.

Необходимо с осторожностью подходить к использованию многозначных заголовков, будь это цитата или оригинальное высказывание. В данном случае целесообразно вводить подзаголовок, разъясняющий смысл общего названия. Так, выставка «Зов далеких звезд» в равной степени может быть посвящена и Дню космонавтики, и научно-фантастической литературе.

Кроме того, возможно использование рекламных приемов: интригующий заголовок выставки привлечет внимание пользователя, например, «Контрасты XX века» — выставка, посвященная научным открытиям, достижениям, войнам, литературе и людям XX в. Такой заголовок носит одновременно и социальную направленность. К социально ориентированным заголовкам можно отнести и такой пример: «Земля тревоги нашей» — выставка по проблемам экологии. Заголовки выставок краеведческой тематики, как правило, отражают этнокультурные, исторические, экологические проблемы конкретно¬го региона.

Композиционные методы библиотечной выставки

Существуют композиционные методы, позволяющие добиться большей выразительности текстовой части выставки.

1. Увеличение/уменьшение объекта. Изменение масштаба заставляет по-новому взглянуть на привычное. Этот прием используется обычно для воспроизведения иллюстрации или ее части. В то же время не следует увлекаться уменьшением — масштабная картина, уменьшенная до размеров почтовой марки, плохо воспринимается.

2. Фрагментирование. Выделение одного из элементов композиции (рисунка, коллажа, слова заголовка и т. п.) позволяет придать ему обособленность и самоценность.

3. Монтаж. Сочетание элементов однородного происхождения, разнородных компонентов, добавление зеркального отображения. Этот прием используется, если необходимо подчеркнуть сопоставление материала, представленного в разных разделах.

4. Изменение фактуры: создание иллюзорной рельефности; изменение цвета, направления штриховки; горизонтальное или вертикальное растягивание объекта.

Цветовое решение выставки

Различные тела по-разному излучают или отражают свет. От белых предметов любой цветной свет отражается в равной мере. Черные отражают свет меньше всех остальных. Серый тон при различном освещении может быть до бесконечности разнообразен и при оформлении представляет большие возможности по его использованию. В частности, бумагу или материю серых тонов целесообразно использовать для драпировок. Все прочие цветные предметы по-разному отражают различный свет. Так, красные предметы под красным освещением выглядят яркими, а под зеленым — почти черными.

При искусственном освещении (а в библиотеках именно таково преобладающее освещение) белые, серые и зеленые цвета предметов желтеют, синие сильно темнеют, фиолетовые темнеют и краснеют, тени предметов резко очерчены, предметы, находящиеся в тени, плохо различимы по цвету. Эти особенности цветовосприятия необходимо учитывать при организации как витринных экспозиций, так и выставок на стеллажах.

Существуют специальные критерии качества восприятия цветовых образов.

Так, текст, выполненный красным, плохо воспринимается на черном фоне, хорошо — на белом и отлично — на сером; синие символы плохо воспринимаются на черном и сером фоне, хорошо — на белом; зеленый цвет отлично воспринимается на черном фоне, плохо — на сером и белом.

Вообще красные тона имеют большую наглядность, нежели голубые, а чистые цвета более наглядны, чем тона и оттенки.

Концепция каждой выставки подразумевает собственную цветовую гамму. Так, если выставка посвящена военной тематике, сочетание красного и черного цветов создадут тревожное настроение, черного с золотом (близкое к расцветке Георгиевской ленты) — торжественное и т. д. Заголовки целесообразно выполнять, используя сочетание трех цве¬тов: фон — общая информация — символика.

Наиболее распространенными считаются следующие типы цветовых композиций:

- двухцветная однотонная, например, синее с голубым;

- двухцветная контрастная — черно-белое;

- трехцветная однотонная, например, бежевое, коричневое и красное;

- трехцветная однотонно-контрастная (белый, синий, голубой) и, как исключение, четырехцветная.

В более многоцветных композициях случайные цвета могут вызвать пестроту, беспокойность и нарушение единства композиции.

Дизайнеры предлагают использовать и такое свойство сочетаний цветов: два контрастных цвета, расположенных рядом, взаимно усиливают друг друга; родственные цвета — ослабляют. Так, зеленый цвет кажется ярче в сочетании с красным.

Шрифтовое и декоративное оформление выставки

Самая распространенная форма существования библиотечной экспозиции — текст. Диапазон художественных возможностей шрифта безграничен. Использование шрифта не имеет ни культурных, ни профессиональных, ни юридических ограничений, так как шрифт — не произведение, а средство. Кроме того, шрифт является существенным элементом стиля. Шрифтовая композиция может нести в себе образ времени, характеристику авторов и их произведений.

Выбор шрифта, которым выполняются заголовки и цитаты к выставке, обусловлен целевым назначением и содержанием выставки. Так, выставка, посвященная истории славян, оформленная заголовками в готическом стиле, воспринимается как нонсенс, в то время как готический шрифт в заголовке выставки, раскрывающей немецкую литературу XIX в., — вполне уместен.

Шрифт лучше всего воспринимается зрителем, когда тот находится на расстоянии, пропорциональном его размеру. Чем крупнее шрифт, тем соответственно, больше должно быть удаление от него зрителя. Естественно, это расстояние зависит не только от размеров, но и от конфигурации шрифтов. Варьируя размеры и начертания шрифтов, можно поставить читателя в такую точку пространства, откуда его взору предстанет именно тот фрагмент экспозиции, который автор хотел бы предъявить для формирования первого впечатления.

Советы Роберта Рольфа– профессионального библиотечного консультанта

Первый принцип: библиотека должна быть дружелюбна по отношению к читателю; места обслуживания должны располагаться так, чтобы и читателю было удобно, и персоналу хорошо работалось.

Нужно видеть разницу между постоянными читателями и случайными посетителями.

Фонды и рабочие места (например, аппараты для чтения микрокопий) следует располагать так, чтобы достигалась максимальная эффективность действий персонала.

Лучше всего планировать библиотеку, моделируя библиотечные зоны квадратами или прямоугольниками вокруг точек обслуживания.

В хорошо спланированной библиотеке кафедра обслуживания должна быть узлом, или центром, от которого радиусами расходятся фонды, читательские места, специальное оборудование и т.п.

Персонал должен видеть места, на которых читатель работает с ЭВМ, CD-ROM, микроформами.

Уместные вопросы: Видит ли читатель кафедру издалека или она заслонена? Видит ли читатель зону, куда ему надо идти? Чувствует ли читатель, что его присутствие раздражает персонал? Далеко ли справочный стол от каталога (от справочных изданий)? Позволяет ли конструкция задания основному потоку читателей видеть и проходить от справочного стола к зоне обслуживания, открытым фондам и т.п.?

Общий недостаток планировки современных библиотек – невозможность логически расположит фонды так, чтобы читатель без помощи библиотекаря мог найти нужное.

Форма здания должна допускать гибкость в размещении фондов.

Следует помнить, что основной шум в библиотеке исходит от кафедры выдачи и стола справок, и необходимо создать читателям возможность работать в тишине. Пользователи открытого фонда также не должны мешать: от полок до читального места должно быть на более 13-17 м.

Полезно представить три зоны: шумная – основной поток у кафедры выдачи и справочного стола; полутихая – справочно- библиографический зал, зал периодики; тихая – читальные залы.

На каждого читателя приходится от 2 до 3,5 кв.м. В читальном зале лучше поставить «смешанные» столы, т. е. рассчитанные на 1-4 человека.

На сотрудника нужно 10-12 кв.м. Следует предусмотреть зал совещаний (недалеко от кабинета директора), холл для отдыха сотрудников.

Расположение определяется технологией и повторяется на этажа. Должна быть обеспечена прямая видимость читателей с места работы дежурного библиотекаря (не заслоняя полками); из читательской зоны имеется только один выход – вблизи кафедры выдачи, турникет и КПП.

Если число обращений к дежурному библиотекарю фонда открытого доступа более 25% от числа посещений, следует искать ошибки в размещении фонда.

Список литературы:

1.Горбачев, А. Основы эстетического оформления. Статья вторая / А. Горбачев // Библиотека. – 1995. - №3. – С. 58-60.

2.Горбачев, А. Основы эстетического оформления. Статья первая / А. Горбачев // Библиотека. – 1994. - №12. – С.36-39.

3.Лаврентьев Л. Звенит гармонь, шумит наурыз / Л. Лаврентьева // Библиоетка. – 2007. - №8. – С.39-40.

4.Силеманова, Е. Бумага, краски, карандаш – вот нехитрый наш багаж: Несколько советов начинающим дизайнерам / Е. Силеманова // Библиотека. – 2002. - №1. – С. 16-18.

5.Цесарская, Г. Привлечь к себе любовь пространства / Г. Цесарская // Библиотека. – 1996. - №6. – С. 30.


Источник: http://cbs.alchevsk.in.ua/page.php?180


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Похожие новости


Дизайнер интерьера в октябрьском
В чем зимой ходят мусульманки
В чем одевать ребенка на улицу таблица
Детские спальни фото дизайн 2018
Природный стиль в дизайне
Дизайн спальни в арт стиле фото
Интерьер самоучитель
Фасад декор пятигорск


Стеллажи в домашнем интерьере
Стеллажи в домашнем интерьере


Стеллаж в интерьере Домфронт
Дизайн-Ремонт. инфо. Фото интерьеров. Идеи для дома Более



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ